Российская академия наук

Институт экологии Волжского бассейна

 

Г.П.Краснощеков, Г.С.Розенберг

ЭКОЛОГИЯ

"В ЗАКОНЕ"

(теоретические конструкции современной экологии в цитатах и афоризмах)

 

Тольятти

2001

 


Авторы с благодарностью посвящают
сей труд своим женам и с надеждой
на прочтение – своим детям.

 

 

Мой друг, я искренно жалею
того, кто, в тайной слепоте,
пройдя всю длинную аллею,
не мог приметить на листе
сеть изумительную жилок,
и точки желтых бугорков,
и след зазубренный от пилок
голуборогих червяков.

Владимир Набоков

 

 

 

© 2004 Электронный журнал "Jahrbuch fur EcoAnalytic und EcoPatologic"
На главную страницу сайта

Сайт наш чаще посещай - будет выше урожай (Лозунг времен Н.С.Хрущева)

На главную страницу сайта

 

Скачать текст в формате PDF (4.8 Мбайт)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. ОСНОВЫ СИСТЕМОЛОГИИ (СИНЕРГЕТИКА В ЭКОЛОГИИ)

1.1. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМ
1.2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМ
1.3. ОСОБЕННОСТИ БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ

2. ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМ

3. ЗАКОНЫ И ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИИ

3.1. АУТЭКОЛОГИЯ
3.2. ДЕМЭКОЛОГИЯ
3.3. СИНЭКОЛОГИЯ
3.4. ЭКОСИСТЕМЫ
3.5. БИОСФЕРА

4. НООСФЕРА

4.1. КОНЦЕПЦИЯ НООСФЕРЫ
4.2 ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА
4.3 ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ
4.4 СТАНОВЛЕНИЕ НООСФЕРЫ (ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ)
4.5 ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО
4.6. НООСФЕРНАЯ ЭТИКА
4.7. ЭКОЛОГИЯ АНТРОПОСФЕРЫ
4.8. ПРИНЦИПЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ЭКОЛОГИИ

5. МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

5.1. СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ
5.2. ПРИНЦИПЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Кто есть Who (цитируемые авторы и источники)

 


Предисловие можно назвать громоотводом.

Георг Кристоф Лихтенберг

Если ты хочешь быть впереди классиков, – пиши предисловие к ним.

Эмиль Кроткий

Введение

Барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен (по свидетельству Григория Горина) говорил: "Серьезное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!" (Горин, 1990, с. 81). Именно несерьезности, как истинно человеческому признаку, посвящена и книга Феликса Кривина (1971, с. 4): "Животные всегда серьезны. Даже тогда, когда они резвятся, они делают это всерьез, как самое важное, жизненно необходимое дело. Из этого, однако, не следует, что гении, в которых в высшей степени воплощено человеческое начало, – самые несерьезные люди. Потому что за внешней несерьезностью у них всегда скрывается самая серьезная мысль". Примеры – на слуху.

Архимед (ок. 287-212 гг. до н.э.) воскликнул: "Дайте мне точку опоры и я сдвину землю" (что, ему больше делать было нечего?). Когда Сократ (469-399 гг. до н.э.) произнес фразу "Я знаю только то, что ничего не знаю", он лукавил; кое что он знал, но его волновала безграничность познания. А лозунг Исаака Ньютона (1642-1727 гг.) "Гипотез я не придумываю" (фактически, это постулат естественно научного познания мира)? А установка Рене Декарта (1596-1650 гг.) "Я мыслю – следовательно, существую" (только мыслящий человек достоин существования)? А блестящий афоризм академика Л.А.Арцимовича (1909-73 гг.) "Наука – это удовлетворение своего любопытства за счет государства" и историческая фраза В.С.Черномырдина (1997 г.) "Хотели как лучше, а получилось как всегда"? Такого рода примеров, когда на первый взгляд в несерьезной, афористично-шутливой форме заключена глубокая мысль или дан образ закона природы, можно приводить множество.

Можно смело сказать, что экологической классикой стали четыре закона-афоризма Барри Коммонера (Commoner, 1971):

Однако, лавры Б.Коммонера не дают спать не только нам. Так, А.В.Кацура (1980, с. 149) добавил такие "законы-афоризмы": "Каждый шаг должен быть под контролем" и "Все надо предвидеть заранее", Ю.А.Школенко (1988, с. 42) присовокупил свои максимы: "Человек зависит от природы, но очеловеченная природа зависит от человека" и "Будущее местопребывание всех диких животных – зоопарки, всех диких растений – ботанические сады", а М.П.Шилов (1984) предложил еще 17 "аксиом охраны природы"!

Широко известен и один, по крайней мере, опыт всеобуча по цитатникам – такой эксперимент был поставлен в Китае. Трудно судить, насколько учение Мао при этом вошло в "плоть и кровь" изучающих, но повторить его основные положения без искажения они могли в любое время дня и ночи.

К сожалению, этого нельзя сказать об изложении основ экологии даже в школьных учебниках. Заметим при этом, что многие идеи экологии в высказываниях ученых, писателей и поэтов, деятелей искусства изложены в образной форме, ярко и доходчиво. А псевдонаучный язык многих современных учебников по экологии коробит даже специалистов. Всего один пример: вряд ли кто узнает известное положение Чарльза Дарвина о естественном отборе в изложении Т.А.Акимовой и В.В.Хаскина (1998, с. 115): "Первопричиной, источником движущей силы... служит “накачка” энергии – поток энергии через систему и отбор наиболее эффективных преобразователей энергии, вещества и информации. Важнейшим двигателем органической эволюции является непрерывное циклически воспроизводящееся противоречие между безграничной способностью организмов к размножению, организуемой потоком солнечной энергии, и ограниченностью материальных ресурсов". Ю.В.Чайковский (1994, с. 215), рассматривая историю дарвинизма, отмечает, что "...сейчас дарвинизм отступает под давлением тех же самых фактов и суждений, на которые указывали еще первые критики Дарвина, но которые тогда не воспринимались ни учеными, ни публикой... Читая, например, ранние рецензии на “Происхождение видов”, я не раз изумлялся почти дословному повторению одних и тех же дискуссий в течение 130 лет. И новые приборы ничего здесь не меняют".

Популяризаторство – это особый род научной деятельности. "Всякий, кто хоть раз пытался популярно изложить какое-либо научное положение, знает, какие огромные трудности стоят на этом пути. Можно преуспеть в доходчивости, уйдя от изложения сущности проблемы и ограничившись лишь смутными намеками на нее и таким образом обмануть читателя, внушив ему иллюзию понимания. Можно, наоборот, квалифицированно и точно изложить проблему, но так, что неподготовленный читатель скоро потеряет мысль автора и лишится возможности следовать за ней дальше. Если исключить из сегодняшней научно-популярной литературы эти две категории, то останется на удивление мало. Но зато эти немногие работы поистине неоценимы. Они решают важнейшую задачу – дать возможность широким слоям людей в полной мере осознать усилия, прилагаемые учеными, и результаты научных исследований. Ибо никак нельзя мириться с тем, чтобы каждое новое достижение в науке было известно лишь нескольким ученым в этой области, даже если им удастся вполне оценить его, развить и применить в своей работе". Эта пространная цитата заимствована из предисловия, написанного Альбертом Эйнштейном 10 сентября 1948 г., к книге Л.Барнетта "Вселенная и доктор Эйнштейн" и кажется нам универсальной для любой работы, в которой предпринимается попытка просто рассказать о сложных вещах.

При написании этой книги мы учли и такие высказывания Блеза Паскаля: (1623-1662 гг.) "Предмет математики [можно так говорить и об экологии. – Г.К., Г.Р.] настолько серьезен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным" и Анатоля Франса (1844-1924 гг.): "Только забавляясь и учатся...".

Несколько слов о предмете книги. "Афоризмами принято называть краткие, глубокие по содержанию и законченные в смысловом отношении суждения, принадлежащие определенному автору и заключенные в образную, легко запоминающуюся форму" и далее "...афоризмы – литературного происхождения и имеют определенного автора, пословицы – продукт народно-поэтического творчества" (Федоренко, Сокольская, 1990, с. 3, 31). Не вдаваясь в литературоведческий спор – “кто есть кто” – и отдавая его на откуп специалистам, примем в нашей работе для простоты знак примерного равенства между афоризмами, пословицами, поговорками, каламбурами и пр.

С другой стороны, при создании такой специфической работы авторов поджидала еще одна неприятность, блестяще оформленная афоризмом Эмиля Кроткого: "Хорошая цитата подобна изюминке в хлебе, но не выпекай хлеб из одного изюма!" Попытаться с наименьшими потерями пройти между Сциллой (точностью афоризмов для интерпретации экологических законов) и Харибдой (учесть как можно больше прекрасных фраз о Природе и взаимоотношениях с ней Человека) – и было одной из основных наших задач.

В завершении несколько замечаний технического характера. Серьезное отношение (если хотите – академическое) к настоящей работе требовало от авторов дать точное библиографическое описание всех использованных источников афоризмов, что во много раз увеличило бы список цитированной литературы. Мы не будем создавать у читателя ложного представления о наших "обширных знаниях" первоисточников всех использованных афоризмов – как и многие до нас мы пользовались уже готовыми подборками афоризмов и пословиц, среди которых особенно отметим высококвалифицированные работы П.П.Петрова и Я.В.Берлина (1985), Н.Т.Федоренко и Л.И.Сокольской (1990), В.И.Даля (1998), "Большая книга афоризмов" (1999), Э.Борохова (1999), "Кладезь мудрости" (1999), "Зернистые мысли наших политиков" (2000); содержащие большое число цитат монографии К.Е.Левитина (1984), Л.Дж.Питера (1990) и Ю.И.Боканя (1993); оригинальные сборники афоризмов (Лец, 1999; Кнышев, 1991, 1998; Фёклин, 1996; Ратнер, 1998; Колечицкий, 2000, и мн. др.). Все это заставляет нас (а вместе с нами и читателя) доверять составителям и указывать в тексте только авторов афоризмов (в конце книги приведен, насколько это было возможно, полный указатель "Кто есть who").

Структура работы также требует комментария. Естественно, мы отдаем себе отчет в том, что “экология” в контексте данной книги слишком широка – мы включили в нее в качестве методологической основы элементы системологии (и даже гносеологии) и эволюционной теории. В принципе, и то, и другое вполне оправдано, так как системология выступает для экологии в роли "метанауки", а эволюционная теория – служит основой для прогнозирования изменений экосистем. Также мы включили в рассмотрение различные аспекты взаимодействия в системе "Природа – Человек" (концепцию ноосферы, принципы устойчивого развития и т.д.) – современная экология (в широком ее понимании) неизбежно должна исследовать "экологию антропосферы". Конечно, наша задача от этого не облегчилась, а напротив, существенно усложнилась. Но нам было интересно.

Один из афоризмов Марка Твена (1835-1910 гг.) гласит: "Доклад – это кратчайшее расстояние между двумя цитатами". А посему завершим наше предисловие двумя высказываниями. "Лекции, которые на самом деле учат, никогда не могут быть популярными; популярные же лекции не могут обеспечить подлинного обучения". Эта хорошо известная фраза физика Майкла Фарадея (1791-1867 гг.) обычно вырывается из контекста – не приводится ее продолжение: "...И все же лекции могут (вообще говоря) много дать уму" * . Можно добавить "и сердцу", ибо знание делает человека иным во всех сферах его жизни.
*) Заметим, что сам Майкл Фарадей всю жизнь занимался "популяризаторством". Так на протяжении ряда лет вел два больших цикла, так называемых, рождественских чтений для детей -"Оразличных силах в природе" и "История свечи"

И можно закончить данное "Введение" словами еще одного, уже цитированного, физика – А. Эйнштейна (1879-1955 гг.): "Ограничить круг посвященных небольшой группой специалистов – это, значит, умертвить философский дух народа, а отсюда прямой путь к духовной нищете".

Созданию этой своеобразной книги (открывающей, по нашему скромному мнению, новый жанр в научно-популярной литературе) способствовали коллеги, принимавшие участие в ее обсуждении, критиковавшие, предлагавшие, корректировавшие, подсказывавшие и пр. Все это позволяет авторам выполнить приятную обязанность и украсить работу словами благодарности д.б.н. Д.Б.Гелашвили (Нижний Новгород), к.б.н. Т.Д.Зинченко (Тольятти), д.б.н. А.П.Левичу (Москва), д.б.н. Б.М.Миркину (Уфа), к.б.н. Д.П.Мозговому (Самара), д.б.н. В.И.Попченко (Тольятти), д.б.н. И.Ю.Усманову (Уфа), д.т.н. В.И.Фёклину, к.б.н. В.Ф.Феоктистову, к.г.н. Е.В.Шапеевой, к.т.н. В.К.Шитикову (Тольятти), д.б.н. М.В.Шустову (Ульяновск).