3. ЗАКОНЫ И ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИИ

 

Бытие вечно, ибо существуют законы, его охраняющие.

Иоганн В. Гёте

Законы природы – суровые, неумолимые силы,
не знающие ни морали, ни приспособления.

Карл Фогт

Все законы – имитация реальности.

Метазакон Лилли

(Эдвард А.Мэрфи-мл.)

Природа не правительство – своих законов не отменяет.

В.И.Фёклин

Ее законам покоряются, даже противясь им;
она заставляет действовать с ней заодно и тех,
кто хочет действовать против нее.

Иоганн В. Гёте

Сегодня в понятие “экология” вкладывается значительно более широкое содержание, ее границы раздвинуты далеко за рамки даже синтетической биологической дисциплины (говорят о "социальной экологии", "инженерной экологии", "политической экологии", "экологии культуры" и пр.). Думается, что это происходит по ряду причин.

Во-первых, термин “экология” (в переводе с греческого "oikos" – дом, "logos" – наука; таким образом, "экология" – наука о доме, о взаимоотношениях между живыми организмами и окружающей их средой) оказался просто очень удачным с лингвистической точки зрения.

Во-вторых, Человек – тоже живой организм, находящийся во взаимоотношениях с окружающей средой, причем его поведение оказывает очень значительное влияние на Природу. Поэтому с позиций антропоцентризма экология воспринимается в большей степени как наука, "обслуживающая" Человека в зависимости от изменения его экономического или социального статуса, чем естественно-научная дисциплина.

В-третьих, экология – развивающаяся наука, и ее понятийный, методический и теоретический аппараты еще не устоялись (так, продолжаются дискуссии даже об основном объекте изучения экологии).

Таким образом, та легкость, с которой сам термин “экология” и различные экологические понятия, теряя биологический смысл, вторгаются в разные отрасли знания, по-видимому, отражает назревшую необходимость их "вторичной экологизации". Но прежде продемонстрируем "эволюцию" понятия “экология” на протяжении 130 лет его существования (полный обзор около 70 определений “экологии” дан в специальной работе; Розенберг, 1999).

“...Под экологией мы подразумеваем общую науку об отношении организма к окружающей среде, куда мы относим все “условия существования” в широком смысле этого слова. Они частично органической, частично неорганической природы” [Эрнст Геккель, 1866 г.].

...Экология (понимаемая, прежде всего, как экология растений. – Г.К., Г.Р.), по существу, – экспериментальная наука в противоположность гербарной таксономике с ее “средневековыми методами”; таксономист должен использовать статистические и экспериментальные методы, т.е. быть экологом... Для того чтобы экология стала наукой, она должна быть более экспериментальной, хорошо системной и дедуктивной” [Фредерик Клементс, 1905 г.].

“...Экология – наука о закономерностях в отношении организма как целого, как вида, к среде обитания, в комплексе” [Д.Н.Кашкаров, 1934 г.].

“...Экология растений, исследуя отношение растений к среде, изучает в конечном счете приспособительные черты организации растений” [В.Н.Сукачев, 1934 г.].

“...Экология – это наука о взаимоотношениях организмов и образуемых ими сообществ, или биоценозов, с окружающей средой, о приспособленности организмов и биоценозов к условиям среды и о противоречиях организмов и биоценозов с окружающей средой (живой и мертвой)” [Л.Г.Раменский, 1956 г.].

“...Главной задачей экологии и биоценологии является установление общих закономерностей круговорота форм, материи и энергии в живом покрове Земли с тем, чтобы выработать такие нормы воздействия на этот круговорот, при которых создавались бы оптимальные условия для существования живого покрова планеты и человечества в его составе. Естественно, что эта задача может быть решена только в комплексе с геофизикой, геохимией, социологией и пр.” [В.Н.Беклемишев, 1964 г.].

“...Экология – это наука об обиталищах, или, говоря более широко, об “условиях существования”... было бы правильнее придерживаться новейших идей и определить экологию как науку о строении и функциях природы (курсив автора. – Г.К., Г.Р.)” [Юджин Одум, 1963 г.].

“...Я утверждаю, что экология – это изучение систем на том уровне, на котором индивиды (организмы) рассматриваются как элементы, взаимодействующие между собой либо с окружающей средой. Системы такого уровня называются экосистемами, и экология есть ничто иное, как биология таких систем” [Рамон Маргалеф, 1969 г.].

“...Экология: этот термин стал таким же модным, как, например, окружающая среда или загрязнение. Каждый исследователь, желающий быть современным, занимается экологией, но проблемы, которые интересуют биолога, по содержанию отличаются от проблем, рассматриваемых геофизиком, социологом, юристом или экономистом. Таким образом, каждый специалист придает этому термину до такой степени различное значение, что неспециалисту становится трудно определить, что же такое “экология”” [Пьер Агесс, 1975 г.].

“...Экология как наука о жизни природы переживает сейчас вторую молодость. Возникшая более 100 лет тому назад как учение о взаимосвязи “организм - среда”, экология на наших глазах трансформировалась в науку о структуре природы, науку о том, как работает живой покров Земли в его целостности. А так как работа живого все в большей степени определяется деятельностью человека, то наиболее прогрессивно мыслящие экологи видят будущее экологии в теории создания измененного мира. Экология на наших глазах становится теоретической основой поведения человека в природе” [С.С.Шварц, 1975 г.].

“...Объект исследования экологии – биосфера” [Генрих Вальтер, 1979 г.].

“...Задачи экологии – поставлять знания, необходимые для объяснения наблюдаемого видового разнообразия экосистем и, в практическом отношении, для выработки стратегий регулирования состава сообщества в конкретных природных и искусственных экосистемах” [Н.С.Абросов, А.Г.Боголюбов, 1988 г.].

“...Первоначально этот термин (экология. – Г.К., Г.Р.) применялся тогда, когда речь шла об изучении взаимосвязей между растительными и животными сообществами и окружающей средой. Но постепенно пришло понимание того, что и человек – его образ жизни, его судьба – так же неотделим от окружающей среды и составляет ее неотъемлемую часть. И его взаимоотношение с природой: воздействие на природу в процессе жизнедеятельности, прежде всего производственной деятельности и, конечно, обратное влияние оскудевающей природы на человека и развитие общества – все это должно стать предметом специального изучения. Так начала возникать “параллельная” наука – экология человека” [Н.Н.Моисеев, 1988 г.].

“...Когда в 1866 г. Э.Геккель впервые употребил слово “экология”, обозначив им биологическую науку, он, наверное, не подозревал о том, что через сто с небольшим лет слово это, многократно повторенное газетами и журналами всего мира (не говоря уже о других неведомых ранее средствах массовой информации), станет своеобразным символом своего времени. Действительно, об экологии говорят сейчас буквально все, понимая под экологией в большинстве случаев любое взаимодействие человека и природы или ухудшение качества среды, вызванное его хозяйственной деятельностью” [А.М.Гиляров, 1989 г.].

“...Но что такое экология? Наука? Общественное движение? Партия "зеленых"? Инстинкт самосохранения? Мистическое учение об апокалипсисе? Не будем совершенно исключать из этого понятия ни того, ни другого, ни третьего – пусть все, что может в нем соединиться, соединяется, ведь разделение наших знаний о жизни на бесконечное число наук и саму нашу жизнь тоже размежевано на отдельные, изолированные друг от друга части. Но, требуя глубоких специальных знаний, экология – не только знание, но и сознание, доступное каждому. Она – сама современность и злободневность всех злободневностей” [Сергей Залыгин, 1992 г.].

“...Экология представляет собой изучение баланса” [Ал Гор, 1993 г.].

“...Основным объектом экологии является экосистема – совокупность живых организмов (животных, растений, микроорганизмов) и среды их обитания. Кроме того, экология изучает и группы организмов одного вида, входящие в экосистемы, – популяции и отношение к среде отдельных организмов... Экология – это комплекс наук... В центре “экологического цветка” находится общая экология – наука о законах взаимоотношений организмов и условий среды. Лепестки цветка – это науки, посвященные конкретным объектам” [Б.М.Миркин, Л.Г.Наумова, 1994 г.].

“...Соответствующему термину (экология. – Г.К., Г.Р.) совсем неуютно в прокрустовом ложе расширяющегося представления об этой науке. Языковый Прокруст со взрывной силой тянет понятие “экология” в разные стороны и грозит разорвать его на части. Но терминологический взрыв не происходит. Вместо него возникла путаница слов, понятий и самого понимания что есть что. Казалось бы, должен проявиться эффект Вавилонской башни. Однако серьезного неудобства при этом не ощущается. Каждый вкладывает в термин свой объем понятия, индивидуальные его оценки. Ситуация приблизительно такова: “моя” экология – это не “твоя” экология, но все же что-то сходное” [Н.Ф.Реймерс, 1994 г.]. Далее автор выделяет 62 (!) “экологии”, претендующие на статус самостоятельных научных направлений…

“...Слово “экология” приобрело в настоящее время огромную популярность, однако его значение в различных кругах воспринимается по-разному. Для ученых – это вполне определенный раздел науки, относящейся к циклу биологических наук, в то время как в непрофессиональной среде под экологией понимают нечто совсем другоев лучшем случае изучение только гигиенических аспектов состояния окружающей среды, а нередко и просто уровень ее техногенного загрязнения” [В.Н.Большаков, 1996 г.].

“...Слово “экология” в последнее время стало очень модным. И сфера его применения существенно расширилась с того момента, когда Э.Геккель более ста лет тому назад предложил его для обозначения конкретного научного направления, изучающего взаимоотношения животных и растений со средой их обитания... От понятия экологии как точки зрения (выделено нами. – Г.К., Г.Р.) следует отличать еще, по крайней мере, два случая употребления этого термина. Первое из них характерно для современной науки, в которой под экологией традиционно понимается раздел биологии... Второй вариант употребления термина “экология” чаще встречается в трудах философов, географов и представителей других профессий, интересующихся соответствующей проблематикой. В этом случае имеют в виду некое синтетическое научное направление или совокупность научных направлений, изучающих проблему взаимоотношения человеческого общества со средой его обитания...” [А.А.Горелов, 1998 г.].

“...Экологическая проблематика требует широкого философского осмысления, создания новых этических концепций и, возможно, послужит толчком к возникновению новых религий и движителем формирования новых социальных систем. В экологии сложнейшие фундаментальные проблемы близко соседствуют с прикладными вопросами, которые необходимо решить сегодня, сейчас. Все это заставляет говорить, что экология – более чем научная дисциплина, она представляет собой проблемно ориентированную систему научных знаний” [В.И.Данилов-Данильян, 2000 г.].

Эти 21 (очко!) определения задают своего рода "градиент" развития экологии, правда, с потерей всякой определенности: уже не всегда можно уловить – идет ли речь о собственно экологии (т.е. биологической науке), загрязнении среды или охране природы, общественно-политическом движении или "духовном возрождении", создании всеобщей религии и "космоморфологии"… Если все-таки различать “экологию”, “рациональное природопользование” и “социоэкологию” (см. Розенберг и др., 1999), то экология воспринимается как теоретическая (биологическая) основа взаимодействия в системе "организм(ы) - среда"; рациональное природопользование – как система эксплуатации природных ресурсов и условий в наиболее эффективном режиме, без резких изменений природно-ресурсного потенциала и сохранения здоровья людей; социальные аспекты проявляются в диапазоне от элементарной экологической безграмотности, как управляющего звена, так и населения в целом, до восприятия глобальных процессов с точки зрения ноосферы и устойчивого развития. Во многом, эти представления созвучны идеям Ю.Одума (1986, т. 2, с. 247): “Когда “наука о доме” (экология) и наука о “ведении домашнего хозяйства” (экономика) сольются, и когда предмет этики расширит свои границы и включит в себя наряду с ценностями, произведенными человеком, ценности, создаваемые окружающей средой, тогда мы на самом деле сможем стать оптимистами относительно будущего человечества”.

 

 

[К следующему разделу]

[Лист содержания]

[В начало раздела]