Дальше К следующему разделу Назад К предыдующему разделу Конец К концу разделу Список К оглавлению

2. Теоретические основы экологического нормирования

Центральная методологическая проблема экологического нормирования – вопрос о норме экосистем и критериях нормальности. Можно выделить два основных понимания нормы – статистическое (оценка центральной тенденции признака за некоторый период времени) и функциональное (выполнение системой определенных функций). Принимаемая нами позиция – явно декларируемый антропоцентризм – состоит в следующем: норма – это мера “хорошей” экосистемы, т.е. ограничиваемая качественными переходами область состояний экосистемы, которые удовлетворяют существующим представлениям человека (в широком понимании) о высоком качестве среды обитания.

Аксиологическое толкование нормы определяет ее относительность: норма детерминирована конкретным регионом и временным отрезком. Однако это не означает, что формулирование критериев нормальности произвольно. Единственно адекватными субъектами задания критериев качества могут быть эксперты–экологи, поскольку только они обладают знанием о закономерностях функционирования и устойчивости экосистем. В систему ценностных критериев входят параметры, обеспечивающие:

  1. непосредственное выполнение социально – экономических функций (например, первичная и вторичная продукция определенной структуры);
  2. устойчивость экосистемы в целом (без чего она не может выполнять свои функции);
  3. необходимый вклад конкретной экосистемы в функционирование экосистем более высокого ранга (вплоть до биосферы в целом), без чего опять же невозможно функционирование локальных экосистем и обеспечение здоровой среды для всех людей.

Учитывая отсутствие общепринятой терминологии в области экологического нормирования мы даем дефиниции ряду понятий, которые образуют “замкнутую” логическую систему.

Объект экологического нормирования – экологическая система определенного пространственно–временного масштаба. В данном случае мы принимаем наиболее широкое определение экосистемы, которое почти совпадает с общим определением любой системы: совокупность взаимодействующих живых и неживых элементов, обладающая определенной степенью общности и которую по определенным критериям можно отделить от других таких же совокупностей (разница с общим определением системы заключается лишь в том, что в экосистему обязательно входят элементы живой природы). Объектами экологического нормирования могут быть и вся биосфера, и небольшой участок леса, и территория города, и отдельная популяция конкретного вида, и среда обитания человека в узком смысле (жилище, производственные помещения и пр.).

Описание объекта – набор параметров (показателей, характеристик, индикаторов), который с необходимой степенью точности (определяемой, в свою очередь, пространственно–временным масштабом и целями нормирования) характеризует структуру и функционирование объекта нормирования. Состояние объекта – описание объекта в определенный момент времени, т.е. конкретные значения набора параметров, которые задают положение объекта в пространстве возможных значений.

Внешняя среда – совокупность агентов воздействия на объект нормирования. Примеры агентов воздействия: промышленные выбросы от точечного источника, глобальные атмосферные выпадения, транспортные средства, приводящие к механическим нарушениям почвы или растительного покрова, люди (охотники и собиратели), изымающие определенную долю продукции популяций охотничьих животных или лекарственных растений. Управляющее воздействие – любое изменение внешней среды, которое осуществляет субъект управления (преднамеренно или непреднамеренно) и которое приводит (или может привести в будущем) к изменению состояния объекта нормирования.

Субъект управления – совокупность лиц, принимающих решения об управляющих воздействиях на объект нормирования. Субъект оценки – совокупность лиц, выносящих суждение о качестве объекта нормирования. Субъектами оценки могут быть эксперты–ученые, чиновники природоохранных ведомств, либо просто старушки у подъезда, рассуждающие об “ухудшении экологии”. В разных ситуациях субъекты оценки и субъекты управления могут не перекрываться, частично перекрываться или полностью совпадать. Субъект использования – совокупность лиц, потребляющих ресурсы, которые предоставляет объект нормирования. Субъект использования может в разных сочетаниях совпадать с субъектами оценки и управления.

Качество объекта – суждение субъекта оценки о состоянии объекта нормирования с точки зрения выполнения им определенных функций, необходимых для благополучия субъекта использования в настоящем или будущем. Качество должно измеряться, по крайней мере, в порядковой шкале; другими словами, градации качества должны быть ранжированы в возрастающий или убывающий ряд. Нормальное состояние (норма) объекта нормирования – часть области пространства возможных состояний, в пределах которой реализуется удовлетворительное качество объекта. Патологическое состояние объекта нормирования – часть области пространства возможных состояний, не относящаяся к нормальному состоянию.

Цель (критерий) экологического нормирования – выбранные субъектом оценки свойства (параметры, инварианты) объекта нормирования, для сохранения которых разрабатываются экологические нормативы.

Экологическая нагрузка – такое изменение внешней среды, которое приводит или может приводить к ухудшению качества объекта, т.е. к нежелательным с точки зрения субъекта оценки изменениям в его состоянии.

Экологическое нормирование – нахождение граничных значений экологических нагрузок для того, чтобы можно было установить ограничения для управляющих воздействий на объект нормирования и достигнуть целей нормирования.

Предельно допустимая экологическая нагрузка (ПДЭН) – максимальная нагрузка, которая еще не вызывает ухудшения качества объекта нормирования. Экологический норматив – законодательно установленное (т.е. обязательное для субъектов управления) ограничение экологических нагрузок. В идеальном случае экологический норматив должен совпадать с ПДЭН. Но поскольку экологический норматив учитывает привходящие обстоятельства (технологическая достижимость, стоимость, социальные издержки и т.п.), эти две категории не совпадают.

Из представленного понятийного аппарата экологического нормирования (даже до конкретизации отдельных понятий) вытекают несколько простых, но достаточно важных следствий:

  1. экологическое нормирование – частный случай регулирования управляющих воздействий, касающийся только определенного класса воздействий, а именно тех, которые могут снизить качество объекта; другой частный случай регуляции управляющих воздействий – оптимизация, цель которой улучшить качество объекта управления;
  2. экологическое нормирование имеет смысл только тогда, когда существует причинно–следственная связь между экологической нагрузкой и состоянием (качеством) объекта нормирования, т.е. нормировать можно только те воздействия, которые приводят или потенциально могут приводить к ухудшению качества объекта;
  3. нормировать можно только те изменения внешней среды, которые прямо или косвенно индуцирует субъект управления, а нормировать естественно обусловленные изменения внешней среды бессмысленно.

Большинство авторов согласны с Ю.А. Израэлем (1984), определившим в самом общем виде предельно допустимую экологическую нагрузку как максимальную нагрузку, которая еще не вызывает нежелательных изменений у реципиентов воздействия (популяций, экосистем, населения). Все разнообразие подходов в области нормирования порождается различным толкованием понятия “нежелательные изменения”, выбором конкретного пространственно–временного масштаба описания реципиентов воздействия и конкретизацией того, каким именно способом можно определить ПДЭН.

Принципиальная блок–схема экологического нормирования (Рисунок 1) включает два контура – “внешний” и “внутренний”. Первый задает исходную информацию для разработки нормативов (т.е. это определенный “социально–экономический заказ” и обратная связь для оценки его выполнения). Эта информация определяет выбор пространственно–временного масштаба (локального, регионального, глобального) и критериев нормирования, дающих ответ на вопрос “что сохранять с помощью нормативов?” (среду обитания человека, девственную природу, экосистемы с максимальной продукцией и пр.). Выбор масштаба и критериев задает конкретный набор параметров биоты и нагрузок. Второй контур – это собственно процедура определения экологических нормативов, центральный этап которой – анализ зависимостей “нагрузка – состояние экосистемы – качество экосистемы”. ПДЭН – это граница, разделяющая все множество возможных состояний на два качественно различающихся подмножества – допустимых и недопустимых.

В общем виде решение задачи нахождения экологических нормативов можно представить как анализ системы двух уравнений:

где z – качество экосистемы; Y – набор параметров, описывающих состояние экосистемы; X – набор параметров, описывающих нагрузки на экосистему; f1 – функция, связывающая нагрузки и состояние экосистемы; f2 – функция, описывающая связь качества экосистемы от ее состояния. Следует обратить внимание на то, что качество экосистемы – это одномерная величина с небольшим числом градаций (обычно от трех до семи на шкале “хорошо–плохо”), тогда как состояние экосистемы и нагрузки на нее описываются существенно многомерным (порядка 101 – 103) набором переменных.

Установить величину ПДЭН – это значит найти такой набор нагрузок, при котором сохраняется определенное фиксированное значение оценки качества экосистемы z* (“хорошее” или “удовлетворительное”). Принципиально важно следующее обстоятельство. Решение системы уравнений возможно тогда и только тогда, когда функции f1 или f2 имеют качественные переходы (точки перегиба). Другими словами, либо функция f1, либо функция f2 должна быть нелинейной, чтобы можно было определить область качественного перехода. Если обе функции линейны, решение задачи нормирования теряет смысл, поскольку в таком случае ни одно из значений нагрузки не имеет “преимущества” перед другими и, следовательно, любая нагрузка может быть принята в качестве предельной. Если функция f1 линейна (т.е. в природе нет “истинной” нелинейности), тогда нелинейность вводится в функцию f2 искусственно (с помощью нелинейных функций желательности).

При всей кажущейся простоте, записанная выше система уравнений порождает практически бесконечное разнообразие конкретных вариантов экологического нормирования. Это связано с тем, что решение рассматриваемой задачи в общем виде не может быть осуществлено на практике для сколько-нибудь реальных ситуаций. Соответственно, конкретизируя (т.е. в определенном отношении упрощая) тем или иным способом общую формулировку задачи, исследователь выбирает (или изобретает) определенный вариант нормирования. Упрощение общей задачи экологического нормирования может идти по крайней мере по четырем направлениям: 1) снижение размерности при описании нагрузок на экосистему; 2) снижение размерности при описании состояния экосистемы; 3) параметризация функции f1; 4) параметризация функции f2. Первые два – это формирование индексов нагрузок и состояния экосистем (рассмотрены в главах 4 и 5).

Исходная информация для параметризации зависимости состояния экосистемы от нагрузок может быть получена с помощью четырех групп методов: 1) активные натурные эксперименты с экосистемами (например, внесение в природную среду определенных количеств поллютантов, моделирование рекреационной нагрузки); 2) пассивные натурные эксперименты (анализ изменений экосистем в уже существующем градиенте нагрузки, например, регистрация параметров биоты на разном расстоянии от точечного источника эмиссии поллютантов); 3) лабораторные эксперименты с последующей экстраполяцией на условия природных экосистем (определение минимально действующих доз поллютантов для одного или нескольких видов и перенесение с определенным коэффициентом запаса найденных величин на уровень всей экосистемы); 4) экспертные оценки (“неформальное” обобщение многолетних данных, перенесение с определенной корректировкой экспериментально полученных закономерностей на другие ситуации). В этом ряду стоимость получения необходимой информации уменьшается сверху вниз, но в этом же направлении уменьшается ее точность и надежность (близость к истинному значению). Скорее всего, оптимальное соотношение затрат и точности достигается для пассивных натурных экспериментов. Вопросы выбора конкретного вида аппроксимирующей функции рассмотрены в главе 6.

Параметризация зависимости “качество – состояние” – наименее разработанная область нормирования. Она осуществляется с помощью функций желательности, исходная информация для конструирования которых может быть получена, фактически, только с помощью экспертных оценок. В наиболее простом случае функция желательности линейна: требуется указать только “направление” (например, более желательно состояние с большей или меньшей продукцией, с большим или меньшим разнообразием и т.д.). В то же время, могут применяться и сложные нелинейные функции (например, функция желательности Харрингтона). Строго говоря, если функция f1 нелинейна, то использование нелинейной функции желательности – это явное умножение сущностей без необходимости.

Рисунок 1. Общая схема процедуры экологического нормирования. Элементы “внешнего контура” показаны жирной линией, “внутреннего контура” – пунктиром.

Дальше К следующему разделу Назад К предыдующему разделу Начало К началу разделу Список К оглавлению