Дальше К следующему разделу Назад К предыдующему разделу Начало К началу разделу Конец К концу разделу Список К оглавлению

9.6. Обучение без учителя: нейросети Кохонена

Формулировка задачи

Пусть имеется таблица произвольных гидробиологических наблюдений X размерностью m > 1.

Рассмотренный в предыдущих разделах алгоритм обучения нейронной сети с помощью процедуры обратного распространения подразумевал наличие некоего внешнего классификатора (как правило, человека), предоставляющего сети как входные, так и целевые выходные образы. Алгоритмы, пользующиеся подобной концепцией, называются алгоритмами обучения с учителем.

В то же время вся глава 7 была посвящена задаче кластерного анализа – алгоритмам без учителя – разбиению множества объектов на заданное или неизвестное число классов на основании некоторого априорного математического критерия качества классификации, отражающего в той или иной мере следующие неформальные требования:

Главная черта, делающая привлекательным обучение без учителя, – это его "самостоятельность", а возможная область применения состоит в обнаружении новых явлений. Естественным оказалось проникновение нейросетевых методов и в эту область моделирования.

Рекомендуемая литература: [Кохонен, 1982; Kohonen, 1982; Уоссермен, 1992; Нейронные сети.., 2001]

Математический лист

Самоорганизующиеся карты (Self Organizing Maps – SOM), разработанные Т. Кохоненом [Kohonen, 1982], представляют собой мощный аналитический инструмент, объединяющий в себе две основные парадигмы анализа – кластеризациию и проецирование, т.е. визуализацию многомерных данных на плоскости. Сеть Кохонена распознает кластеры в многомерных обучающих данных и относит все данные к тем или иным кластерам, используя алгоритм проецирования с сохранением топологического подобия. При этом те элементы выборки, которые находятся в относительной близости в исходном многомерном пространстве, оказываются рядом и в пространстве с более низкой размерностью.

Разумеется, при любой попытке свернуть информацию об объекте из m-мерного пространства в точку на плоскости могут быть потеряны некоторые детали, однако, такой прием часто бывает полезен, так как он позволяет визуализировать данные, которые никаким иным способом проанализировать невозможно. Если, например, сеть встретится с набором данных, не похожим ни на один из известных образцов, то она не сможет классифицировать такое наблюдение и тем самым выявит его новизну.

Сеть Кохонена имеет всего два слоя: входной и выходной, составленный из радиальных нейронов упорядоченной структуры (выходной слой называют также слоем топологической карты). Нейроны выходного слоя располагаются в узлах двумерной сетки с прямоугольными или шестиугольными ячейками. Количество нейронов в сетке определяет степень детализации результата работы алгоритма, и, в конечном счете, от этого зависит точность обобщающей способности карты.

Процесс обучения, как и в случае обучения с учителем, заключается в подстраивании весов синапсов методом последовательных приближений на основании их значений от предыдущей итерации. Обучение по алгоритму Кохонена сводится к минимизации разницы между входными сигналами нейрона, поступающими с выходов нейронов предыдущего слоя yi(n-1), и весовыми коэффициентами его синапсов:

, (9.23)

где t обозначает номер эпохи (итерации).

Полный алгоритм обучения будет выглядеть так.

  1. На стадии инициализации всем весовым коэффициентам присваиваются небольшие случайные значения.
  2. На входы сети подается входной образ, и сигналы возбуждения распространяются в выходном слое согласно принципам классических прямопоточных сетей, то есть для каждого нейрона рассчитывается взвешенная сумма его входов, к которой затем применяется активационная (передаточная) функция нейрона, в результате чего получается его выходное значение yi(n), i=0,...,Mi -1, где Miчисло нейронов в слое i; n=0,...,N - 1, а N – число слоев в сети.
  3. Из всего выходного слоя выбирается нейрон, значения синапсов которого максимально походят входному образу, и для него осуществляется подстройка весов синапсов с применением формулы (9.23). Эта, так называемая, аккредитация может сопровождаться "затормаживанием" всех остальных нейронов слоя и введением выбранного нейрона в насыщение. Иными словами, в ходе обучения модифицируется не только нейрон-"победитель", но, в меньшей степени, и его соседи.
  4. Цикл повторяется с шага 2, где попеременно предъявляются все образы из входного набора пока выходные значения сети не будут стабилизированы с заданной точностью.

Оценка выигравшего нейрона на шаге 3 может осуществляться с использованием любого алгоритма k-ближайших соседей (например, путем расчета скалярных произведений векторов весовых коэффициентов с вектором входных значений и максимальное произведение будет указывать на выигравший нейрон).

В результате итеративной процедуры обучения сеть организуется таким образом, что каждому входному измерению, заданному в m-мерном пространстве исходных признаков, будет соответствовать ячейка-"победитель" на двумерной решетке топологического слоя сети. Для визуализации структуры кластеров, полученных в результате обучения карты, применяется унифицированная матрица расстояний. Элементы матрицы определяют расстояние между весовыми коэффициентами каждого нейрона и его ближайшими соседями. Большое значение расстояния говорит о том, что данный нейрон сильно отличается от окружающих и относится к другому классу.

Основная трудность применения сетей Кохонена, как и в случае факторного анализа, заключается в смысловой интерпретации топологической карты и увязывании ее отдельных участков с некоторыми конкретными обобщениями из предметной области.

Результаты расчетов

Сформируем выборку из 88 наблюдений, выполненных на 15 станциях р. Сок. В качестве конкретных признаков, описывающих эти измерения, используем показатели обилия по 6 основным таксономическим группам хирономид (отдельно по подсемействам Orthocladiinae, Tanypodinae, Diamesinae, Prodiamesinae и трибам Chironomini и Tanytarsini), а также индексы Шеннона, Вудивисса и Пареле.

Выполним обучение самоорганизующейся сети с выходным топологическим слоем 10х10 ячеек и представим на рис. 9.13 серию карт Кохонена для рассматриваемого примера. Каждая карта представляет собой отображение выходного слоя нейронов, расположенных в узлах двумерной координатной сетки с прямоугольными или шестиугольными ячейками (шестиугольники дают более корректные результаты, т.к. расстояние между центрами ячеек ближе к евклидову, чем между центрами прямоугольников). Для визуализации карт будем применять градации серого цвета, т.е. чем больше значение отображаемого показателя, тем темнее прорисовывается связанный с ним узел. Полученный набор раскрасок может использоваться для анализа закономерностей, имеющихся между компонентами набора данных.

Карта а). Области кластеров

Карта б). Частоты выигрышей

Карта в). По станциям

Карта г). Индекс Вудивисса

Карта д). Обилие Prodiamesinae

Карта е). Обилие Tanypodinae

 

Рис. 9.13. Топологические карты Кохонена для комплекса наблюдений, сделанных на р. Сок

Представленные на рис. 9.13 карты Кохонена могут быть интерпретированы следующим образом.

  1. Карта а) описывает унифицированную матрицу расстояний между каждым нейроном и его ближайшими соседями. Узлам, резко контрастирующим со своей окрестностью, соответствует черный цвет, а участкам, носящих характер "сглаженного плато", – белый. Группу ячеек, расстояние между которыми внутри этой группы меньше, чем расстояние до соседних групп, определим как кластер. В качестве примера используем разбиение топологической карты на 5 кластеров.
  2. С каждым произвольным измерением обучающей или контрольной выборок связывается "нейрон-победитель", т.е. нейрон выходного слоя, имеющий максимальную близость в смысле некоторой функции расстояния. На карте б) представлена матрица частот выигрышей, которая показывает, сколько раз каждый элемент выиграл (т.е. оказывался ближайшим к обрабатываемому наблюдению) после тестирования всех 88 примеров обучающей выборки. Если узел выигрывал два раза, то он окрашен в черный цвет. Ввиду того, что количество измерений меньше числа элементов решетки сети, то некоторые узлы оказались незадействованными и окрашены в белый цвет. Большие значения частот выигрышей традиционно указывают на центры кластеров топологической карты.
  3. Можно выбрать любую переменную исходной таблицы и отобразить ее в виде карты. Эти карты представляют собой проекции матрицы расстояний на соответствующую компоненту (признак в таблице X). На карте в) более темным цветом окрашены узлы, связанные с наблюдениями на станциях, расположенных ближе к устью. Можно отчетливо увидеть, что измерения, сделанные в верховьях, попали в кластеры 3 и 5, в то время, как станции, расположенные ниже по течению, сконцентрировались в кластерах 1 и 4.
  4. Темным цветом на карте г) представлены измерения с наибольшим значением индекса Вудивисса. Хотя распределение этого показателя существенно размыто, определенное его превышение можно усмотреть в кластерах 4 и 5.
  5. На картах д) и е) можно ясно оценить как изменяется видовой состав индикаторной части хирономидного комплекса: если в кластере 3, который мы связываем с верхним течением, сравнительно велико обилие реофильных представителей подсемейства Prodiamesina, то для 4-го кластера, где больше устьевых измерений, отчетливо увеличивается удельный вес пелофильных видов подсемейства Tanypodinae.

 

Дальше К следующему разделу Назад К предыдующему разделу Начало К началу разделу Конец К концу разделу Список К оглавлению