5. МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

 

“Радость моя, мы живем в переходную эпоху”,
– говорил Адам Еве по дороге из рая.

Уильям Индж

Ведь из рая изгнали только Адама и Еву.
А как оттуда выбрались на свободу львы,
орлы, обезьяны, блохи и т.д., а еще яблоки?

Ежи Лец

Какой у наc нынче этап конца света?

Мячеслав Козловский

Человечество, как оказалось, неспособно решить ни
одной своей проблемы, но способно пережить их все.

Дэйвид Джеролд

Действительность почти всегда опережает воображение пророков.

Э.К.Циолковский

Гибель мира в результате деятельности человека предсказывалась с древнейших времен. И вот на пороге третьего тысячелетия перед цивилизацией встала реальная угроза глобального экологического кризиса (апокалипсиса).

Экологические кризисы неоднократно возникали в истории Земли. Глобальные кризисы являлись следствием или развития самой биосферы (например, возникновение кислородной атмосферы, изменения климата) или в результате космических влияний (падение крупных метеоритов, изменение положения земной оси). Во всех случаях они вели к радикальной перестройке биосферы, гибели большинства ранее существовавших форм жизни, изменению траектории эволюции. Нет сомнений, что такая участь постигнет жизнь на Земле и при наступлении антропогенного глобального кризиса. Жизнь, как постулировал В.И.Вернадский, геологически вечна, она приспособится к новым условиям среды. Судьба человека более проблематична. В плане сохранения цивилизации обычно рассматривается возможность внеземного сохранения ее очагов с последующим возращением на "историческую Родину". Альтернатива – полная гибель или одичание немногих сохранившихся групп – "ноосфера" возвратиться к исходному состоянию первобытного человека, правда в более неблагоприятной среде. Цивилизация в настоящее время действительно находится между безвозвратно прошедшим прошлым, когда в распоряжении человечества были накопленные за миллиарды лет существования Земли несметные ресурсы, и будущим, не поддающемся научному прогнозу.

Не раз в прошлом возникали и локальные экологические кризисы, приводившие к необратимым изменениям лика Земли на обширных пространствах. К наиболее ранним обычно относят опустынивание Западной Африки, исчезновение мамонтовой флоры. Но эти изменения скорее связаны с природными причинами, хотя не исключено, что человек в существенной степени ускорил естественный процессы. Например, исчезновение мамонтов совпало по времени с потеплением климата, трансгрессией Ледовитого океана – в результате "растаяла" обширная страна на севере Евразии, покрытая степями, на которых паслись мамонты. Островки этой страны сохранились до нашего времени в виде призрачной Земли Санникова и степных участков на вечномерзлых лессовых отложений на Крайнем Северо-Востоке.

С древнейших времен человечество использовало две стратегии природопользования. Одну из них можно назвать, по современной терминологии, экоцентрической. Природа считается верхом совершенства, радикальные изменения ее находятся под запретом. Человек довольствуется "дарами природы", пользуется традиционными орудиями труда, вписываясь в биоценоз по-дарвиновски, поддерживая численность популяции в соответствии с доступными ресурсами междоусобной борьбой. Так, в Новой Гвинее "…еще недавно папуасский юноша получал право иметь ребенка не раньше, чем он принесет голову человека из соседнего племени" (Гумилев, 1997, с. 366). Эта экоцентрическая идеология "диких народов", частично, используется в настоящее время в цивилизованном мире немногими странами, существующими за счет рекреации.

Основной же стратегией природопользования, на которой основан прогресс цивилизация, является покорение природы. Она восходит к "первой научно-технической" революции, переходу от собирательства к сельскохозяйственному производству. Основная ее черта – производство некоторого избытка благ, присвоение которых и становится движущей силой прогресса. Расширенное воспроизводство создавало условия для роста численности человечества, что требовало вовлечение все новых природных ресурсов. Крупномасштабные преобразования природы проводились уже в глубокой древности – так, зарегулирование реки Хуанхе относится к четвертому тысячелетию до н.э., осушение междуречья Тигра и Ефрата – к третьему. Первый исторически зафиксированный крупный антропогенный кризис относится к VI веку до н.э. – засоление земель в Междуречье, деградация цивилизации Вавилона. С тех пор история человечества – мозаика локальных экологических кризисов в пространстве и времени. Это достаточно убедительно показал Л.Н.Гумилев (1997).

Процесс разрушения биосферы интенсифицировался с развитием капитализма. Это стало очевидным в начале ХХ века, когда развернулось движение за охрану природы. Наиболее проницательным мыслителям (среди которых – Л.Н.Толстой) была ясна и основная причина приближающегося кризиса цивилизации – расширение сферы материального потребления. К сожалению, это не было очевидно для многих ученых и почти для всех политиков. Преодоление трудностей капиталистического пути развития обосновано в доктрине "общества потребителей", согласно которой для развития необходима стимуляция потребления материальных благ населением. Эта доктрина оказалась весьма эффективной, но только в пределах "отдельно взятой страны".

С распадом колониальной системы, развитием движения за национальную независимость, а так же с расширением коммуникаций росло стремление всех народов к достижению стандартов уровня жизни наиболее развитых стран. Практически одновременно были высказаны гипотезы о возможностях глобальных изменений биосферы в результате загрязнения окружающей среды. Первоначально отношение к ним было скептическим – наметившиеся тенденции проявлялись еще незначительными отклонениями, не позволявшими их интерпретировать однозначно. На помощь пришло математическое моделирование, предпринятое в связи с угрозой атомной войны. Независимо в США и СССР была показана реальность катастрофических изменений среды обитания при ядерном конфликте ("эффект ядерной зимы"). Работами Римского клуба было установлено, что реальная угроза деградации биосферы существует и при сохранении темпов расширения существующего производства. Эти работы получили общественный резонанс – начались поиски безопасных для человечества путей развития.

Экологические кризисы прошлого обусловлены относительной недостаточностью ресурсов и сравнительно легко преодолевались освоением новых территорий, месторождений, заменой традиционных источников энергии новыми, внедрением искусственных материалов. Надвигающийся глобальный кризис "устойчивого развития" имеет системный характер. Уже в настоящее время очевидно, что он будет связан с комплексом воздействий: загрязнением всех сред обитания, нарушением устойчивости биосферы вследствие потери биологического разнообразия, трансформацией наследственного аппарата человека, животных и растений вследствие загрязнения среды и изменения спектра достигающего поверхности Земли электромагнитного излучения и рядом других причин. Предотвращение его возможно только за счет радикального снижения антропогенного давления на биосферу, а для этого необходима иная стратегия взаимодействия с природой. Поиски такой стратегии привели к разработке научных сценариев будущего.

 

 

Принцип неуничтожимости жизни

Жизнь на Земле в том или ином виде сохранится при любом сценарии развития цивилизации, вопрос лишь в том, сохранится ли цивилизация и человек, как вид. Глобальные экологические кризисы прошлого вели не к уничтожению жизни, а к ее эволюционной перестройке – возникновению новых устойчивых состояний..

Жизнь геологически вечна.

В.И.Вернадский

Самоубийство человеческого рода было бы достойной сожаления, прискорбной и глубоко волнующей трагедией, но оно не нарушило бы ничьих прав.

Джоел Фейнберг

Жизнь – это борьба за бессмертие.

Михаил Пришвин

Парадокс цивилизации

Развитие цивилизации лимитирует не недостаток ресурсов, а избыток отходов.

Биосфера, способная прокормить людей, не в состоянии насытить их стремление покрыть поверхность планеты хламом, выведенным из цикла конверсии биоценозов.

Л.Н.Гумилев

Любой произведенный продукт по сути дела является не более, чем отложенными отходами, так как наше хозяйство не производит ничего кроме отходов.

В.И.Данилов-Данильян

Дорога цивилизации вымощена консервными банками.

Альберто Моравиа

Велика Россия, а ступить некуда.

Анатолий Рас

Земля дает всем людям такие дивные вещи, а под конец получает от них такие отбросы.

Уолт Уитмен

Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и переломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. И ели все и насытились; И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов (вот она проблема отходов! – Г.К., Г.Р.); Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей.

“Библия”, Евангелие
от Марка, 6, 41-44

Гипотеза коэволюции техносферы и природы

(заблуждение Моисеева)

Положение, развиваемое Н.Н.Моисеевым и его последователями, о возможности взаимной коэволюции Общества и Природы. Согласно принципам эволюции, коэволюция ведет к прогрессивной гармонизации взаимодействующих элементов, т.е. противоположным тенденциям, наблюдающемся в системе Человек-Природа.

Телеграфный столб бьет машину только в порядке самозащиты.

N.N.

Правомерно ли при такой разнице в скоростях биоэволюции и техноэволюции (пять десятичных порядков!) говорить о коэволюции природы и человека? Может ли биосфера реагировать на инновации в человеческом хозяйстве образованием новых биологических видов, приспособленных к последствиям этих инноваций? К новым по характеру и/или масштабам воздействия на нее? Очевидно, не может.

В.И.Данилов-Данильян

 

  [ К следующему разделу]

[Лист содержания]

[В начало раздела]